Пятница, 24.11.2017
Мой сайт
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2017 » Март » 11 » Центральная Азия - десять событий 2009 года
21:43
Центральная Азия - десять событий 2009 года
2009 год во многих отношениях оказался рубежным для новых независимых государств Центральной Азии, получивших суверенитет 18 лет назад в результате распада СССР. Воздействие важнейших событий прошедшего года на развитие ситуации в регионе не ограничивается рамками года 2010-го. Последствия политических и экономических решений, принятых в 2009 году, определят будущее центрально-азиатских государств в ближне- и среднесрочной перспективе.
 
1. Обострение военно-политической ситуации в Таджикистане, Узбекистане и Киргизии. Серия вооруженных столкновений и терактов в странах Центральной Азии началась с возвращения в Тавильдаринский район Таджикистана части вооруженных формирований бывшей Объединенной таджикской оппозиции, вытесненных из Пакистана в результате активизации военных действий в долине Сват. В июле между ними и правительственными силами начались открытые вооруженные столкновения, завершившиеся в начале августа ликвидацией части боевиков. В конце мая было совершено нападение на пограничный узбекский блок-пост в Ханабаде, а затем несколько терактов с участием смертников в Андижане. В июле две группы боевиков были ликвидированы в Южной Киргизии. Вскоре было совершено несколько покушений на высокопоставленных религиозных деятелей и сотрудников правоохранительных органов Узбекистана, а в сентябре несколько боевиков были ликвидированы в Ташкенте. В октябре вооруженная группа из 8 человек прорвалась из Таджикистана в Киргизию, а затем была ликвидирована в таджикском анклаве Ворух. Все эти события указывали на угрозу дальнейшей дестабилизации военно-политической ситуации в Центральной Азии.
 
2. Решение о создании Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР), принятое на внеочередной сессии Совета коллективной безопасности ОДКБ в феврале 2009 г., во многом было ускорено нарастанием военно-политической нестабильности в регионе. Соглашение о создании КСОР было подписано 14 июня 2009 г. в Москве. Первоначально от его подписания отказались Узбекистан и Белоруссия, однако в октябре Белоруссия соглашение все же подписала. Для участия в КСОР, общая численность которых составит около 20 тыс. человек, Россия предоставила воздушно-десантную дивизию и десантно-штурмовую бригаду, Казахстан и Белоруссия – по десантной бригаде, а Киргизия, Таджикистан и Армения – по батальону. В октябре на территории Казахстана состоялись первые после подписания договора учения КСОР, в которых приняли участие подразделения России, Казахстана, Киргизии и Армении.
 
3. Выборы президента Киргизии в июне 2009 г. завершились убедительной победой действующего главы государства К. Бакиева. В результате доминирующие во властных структурах страны южные кланы сохранили свои позиции как минимум на следующие пять лет. Следствием выборов стала отставка правительства Киргизии, возглавляемого единственным в Центральной Азии русским премьером Игорем Чудиновым, которого сменил бывший глава президентской администрации Данияр Усенов. Реформе подверглась и сама система высшей государственной власти. Вместо президентской администрации был создан институт президента, в состав которого вошли аппарат и секретариат главы государства, центральное агентство по развитию, инвестициям и инновациям, которое возглавил младший сын президента М. Бакиев, президентское совещание и совет развития, глава МИДа и советник по безопасности. При этом значительная часть функций правительства отошла к институту президента.
 
4. Решение Киргизии сохранить американскую военную базу в аэропорту "Манас", принятое как раз накануне президентских выборов, стало удачным предвыборным ходом К. Бакиева, позволившим ему заручиться поддержкой США. В марте 2009 г. киргизские власти приняли решение о ликвидации базы. Согласно наиболее распространенной версии это решение было принято под давлением России, обещавшей Киргизии взамен кредит в размере 1,5 млрд. долл., причем 300 млн. долл. в республику уже поступили. Однако 22 июня США и Киргизия заключили новое соглашение, в соответствии с которым в обмен на сохранение базы США увеличивали ежегодную плату за ее размещение с 17,4 до 60 млн. долл. При этом подразделения Франции и Испании, также базировавшиеся в "Манасе", в октябре были вынуждены покинуть базу, так как договориться с Киргизией о продлении договора им не удалось.
 
5. Нормализация отношений Узбекистана с США и ЕС, наметившаяся еще в 2008 г., в течение 2009 г. обрела законченные формы. В конце 2008 г. Узбекистан заявил о приостановлении своего членства в ЕврАзЭС, мотивировав это неэффективностью организации и дублированием ее функций ОДКБ. В июне 2009 г. республика отказалась подписывать соглашения о создании КСОР, заявив, что будет участвовать лишь в тех операциях, которые представляют для нее интерес. А в конце октября ЕС снял с Узбекистана последние из санкций (на поставку оружия), наложенные на республику после подавления андижанского мятежа в мае 2005 г. Главной причиной нормализации отношений стала заинтересованность Запада в использовании транспортно-коммуникационных возможностей Узбекистана для снабжения войск натовской коалиции в Афганистане. Кроме того, Узбекистан является для Афганистана основным поставщиком электроэнергии и услуг доступа в Интернет.
 
6. Начало функционирования "Северной сети поставок", предназначенной для снабжения военного контингента НАТО в Афганистане, затронуло сразу несколько стран региона. Основной маршрут сети пролегает по территории России, Казахстана и Узбекистана. Возможности Таджикистана и Киргизии, также располагающих удобным географическим положением, используются в меньшей мере. Переориентация военных поставок на север была вызвана тем, что южный маршрут, проходящий по территории Пакистана, становится все более опасным. Северная сеть начала функционировать летом 2009 г., причем объемы перевозок по ней постоянно растут. Однако повышение транзитной роли стран Центральной Азии повышает риски, связанные с распространением на их территорию терактов и вооруженных конфликтов.
 
7. Газовый конфликт России и Туркменистана, начавшийся в апреле 2009 г. со взрыва на одной из ниток магистрального экспортного газопровода "Туркменистан –Узбекистан – Казахстан - Китай", состоявшееся в декабре 2009 г. при участии руководителей всех четырех государств, стало свидетельством усиления экономических и политических позиций КНР в Центральной Азии. На проектную мощность в 40 млрд. кубометров газа в год трубопровод выйдет лишь к 2013 г. Однако он отныне прочно свяжет газотранспортные системы Казахстана, Узбекистана и Туркменистана не только с Россией, но и с Китаем, который становится вторым по значимости партнером государств региона в ключевой для них нефтегазовой сфере. Россия же в результате теряет статус практически эксклюзивного покупателя центрально-азиатского газа.
 
9. О решении Узбекистана выйти из единой энергетической системы Центральной Азии стало известно в сентябре 2009 г. Выполнение этого решения способно создать серьезные проблемы с энергоснабжением Южного Казахстана, Киргизии и Таджикистана. При этом Киргизия с Таджикистаном и без того каждую зиму испытывают серьезный дефицит электроэнергии, так как мощности собственных ГЭС им не хватает. Стремление ликвидировать энергодефицит путем строительства новых ГЭС в верховьях трансграничных рек является причиной конфликта Узбекистана (Ташкент опасается, что с помощью регулирования водостока на него будет оказываться политическое давление) с Таджикистаном и Киргизией. При этом выход Узбекистана из единой энергосистемы региона будет означать ее фактическую ликвидацию, поскольку именно в Ташкенте с советских времен находится главный диспетчерский центр.
 
10. Создание Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана стало первым на территории СНГ интеграционным проектом, доведенным до стадии практической реализации. Пакет документов по созданию Таможенного союза был подписан президентами России, Белоруссии и Казахстана в ходе заседания Межгосударственного совета ЕврАзЭС в Минске. С 1 января 2010 г. начал действовать согласованный тремя странами единый таможенный тариф, с 1 июля будет создана единая таможенная территория, что означает перенос таможенного контроля на внешние границы и ликвидацию внутренних таможен. К 2012 г. планируется создать единое экономическое пространство и ввести единую валюту. Наиболее реальным кандидатом на присоединение к Таможенному союзу в Центральной Азии является Киргизия, Таджикистан же пока получит статус наблюдателя. Основные риски осуществления этого проекта связаны с внутриполитическими изменениями, способных привести к смене курса входящих в него государств. В случае же успешной реализации экономический эффект от создания Таможенного союза к 2015 г. составит до 15% прироста ВВП.
 
Об этом пишет "Фонд стратегической культуры", как передает www.centrasia.ru.
Просмотров: 57 | Добавил: serfwhida1978 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Март 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2017
    Бесплатный хостинг uCoz